мая 23

В. А. АБРАМЯН, В. А. ЗАБЕЛИН
СОВЕТЫ
ВОДИТЕЛЮ
МОТОЦИКЛА
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ МОТОЦИКЛОВ
Под редакцией инженера Г. Л. ПИСАРЕВА
ИЗДАТЕЛЬСТВО „УДМУРТИЯ" ИЖЕ8СК-1966
Эта книга поможет водителю подготовить мотоцикл к эксплуатации, подскажет, как провести технический уход и необходимые регулировки, явится ценным пособием при возникновении неисправности в каком-либо узле мотоцикла, укажет, как определить причину и устранить эту неисправность.
Изложенные советы позволят повысить надежность и долговечность работы узлов и деталей и увеличить срок службы мотоциклов.
Авторы использовали данные заводских испытаний, конструкторско-экспериментальных и исследовательских работ, проанализировали многочисленные письма владельцев .мотоциклов иж.
Книга рассчитана на широкие круги читателей, знакомых с устройством и конструкцией мотоциклов.
Авторы книги ставили своей целью — оказать водителям мотоциклов марки ИЖ практическую помощь в эксплуатации, проведении технического обслуживания и ремонта мотоциклов для повышения срока их службы.
В книге даны советы по подготовке и обкату мотоциклов, способы проверки технического состояния и методика проведения регулировок, периодичность и объем технического обслуживания, признаки и причины неисправностей и способы их устранения, последовательность и порядок разборки и сборки узлов и механизмов, определение необходимости и способа проведения ремонта, чертежи и описание различных приспособлений и т. д, Кроме того,— характеристики различных марок бензинов и масел и рекомендации по применению их на мотоциклах марки ИЖ. Для удобства приняты следующие сокращения:
Мотоцикл ИЖ-56 с боковым
прицепом    ИЖ-56К
Мотоцикл ИЖ-Планета    ИЖ-П
’ Мотоцикл    ИЖ-Юпитер    ИЖ-Ю
Мотоцикл ИЖ-Юпитер с боковым прицепом
Мотоцикл ИЖ-Планета-2 Мотоцикл ИЖ-Юпитер-2 Мотоцикл ИЖ-Юпитер-2 с боковым прицепом
ИЖ-П’2
ИЖ-Ю2К

Мотоциклы ИЖ-П и ИЖ-П2, а также ИЖ-Ю и ИЖ-Ю2, ИЖ-ЮК и ИЖ-Ю2К имеют одинаковую конструкцию многих узлов и порядок их технического обслуживания. Поэтому для сокращения при изложении материала указывается одна модель, например ИЖ-П или ИЖ-Ю. В тех случаях, когда это необходимо, в тексте указаны и модели ИЖ-П2, ИЖ-Ю2, ИЖ-Ю2К.
ГЛАВА ПЕРВАЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОЦИКЛОВ
Таблица 1
Показатели
иж-п •
Read the rest of this entry »

мая 23

с механическим приводом
Управление тормбзами:
передним . •»…..
ручное
задним . . …..
ножное
Размер шин . . ….
484 ( 3,25-19")
Боковой прицеп …..
БП-56 или
ЗАПРАВОЧНЫЕ ЕМКОСТИ, л.
Топливного бака …..
Коробки передач…..
Передней вилки (одного «пе
ра») ……..
Задней подвески (одной) . .
Воздухоочистителя ….
Полости среднего маховика .
JO

Приведенные в таблицах показатели мотоциклов устанавливаются и измеряются в соответствии с требованиями ГОСТов при определенных условиях. Наибольшая скорость движения мотоцикла без коляски определяется на горизонтальном участке дороги с сухим, чистым, твердымЛ и ровным покрытием (асфальт, бетон) без пассажира на заднем седле.
Наибольшая скорость движения мотоцикла с боковым прицепом определяется при тех же условиях, но при полной нагрузке на мотоцикл (водитель и два пассажира). При аналогичных условиях определяются путь торможения мотоцикла и расход топлива на 100 км пути, расход топлива замеряется при движении мотоцикла-одиночки без пассажира при скорости 50— 60 км/час, а мотоцикла с боковым прицепом — при полной нагрузке и скорости 40—50 км/час.
Под сухим весом мотоцикла подразумевается вес машины без топлива в баке, масла в коробке передач и без инструмента.
Таблица 2 Некоторые параметры мотоциклов (рис. 1а, б, в)
Мотоциклы
ИЖ-56, ИЖ-П,
ИЖ-56К, ИЖ-ЮК
Read the rest of this entry »

мая 23

22    — крышка поплавковой камеры; 23 — игольчатые клапан; 24 — поплавковая камера; 25 — поплавок; 26— защелка; 27 — канал для топлива; 28 — главный жиклер; 29 — соединительная пробка; 30, 31 — прокладки; 32 — распылитель; 33— прокладка;    34 — контргайка винта качества; 35 — винт качества; 36 — винт количества; 37 — контргайка винта количества; 38 — игла дросселя; 39 — защелка иглы; 40 —ограничительный штифт.
следующим образом: поворотом рукоятккЛплав-но поднимают дроссель примерно на половину его хода и затем быстро опускают. При резком переходе от средних оборотов к оборотам холостого хода двигатель не должен останавливаться’ (глохнуть), не должно быть слышно никаких перебоев в работе. Регулировка качества смеси при полном открытии дросселя осуществляется иглой дросселя. Имеющиеся пять кольцевых проточек на верхней части иглы позволяют менять ее положение по высоте. Конец иглы, входящий в распылитель, выполнен в виде конуса, и при изменении положения иглы соответственно меняется проходное сечение между ней и распылителем, а следовательно, меняется и количе1 ство вытекающего топлива. Установка иглы в верхнем положении приводит к обогащению смеси, в нижнем — к обеднению.
Правильность регулировки карбюратора проверяют так: на 3-й или 4-й передачах с минимально устойчивой скоростью движения мотоцикла плавным поднятием дросселя увеличивают обороты двигателя и прослушивают его работу. В случае признаков богатой смеси необходимо на 1—2 деления опустить иглу дросселя, при бедной — поднять.
КАРБЮРАТОР К-36 (рис. 18) имеет ряд преимуществ по сравнению с К-28. Принципиально новая схема с вынесенным из зоны диффузора топливным корректором позволяет иметь стабильную регулировку наиболее экономичного состава рабочей смеси на всех режимах работы двигателя, что обеспечивает снижение расхода топлива в среднем на 4—6%. Очень важно и то, что он обеспечивает более равномерное
Рис 18. Карбюратор К-36:
/ — крышка корпуса смесительной камеры; 2 — пружина топливного корректора; 3 — топливный корректор; 4 — топливоподводящий штуцер; 5 — утолитель поплавка; 6 — крышка поплавковой камеры; 7 — поплавок с игольчатым клапаном; 8— поплавковая камера; 9 — штуцеры упора тросов; 10 — замок крышки; И — пружина дросселя; 12 — игла дросселя; 13 — дроссель; И —воздушный карман; 15 — распылитель; 16 — винт количества; 17 — жиклер топливного корректора; 18 — главный жиклер; 19—воздушный жиклер холостого хода; 20 — воздушный канал холостого хода;
21 — корпус смесительной камеры; 22 — дополнительное отверстие холостого хода; 23 — основное отверстие холостого хода; 24 — винт холостого хода; 25—топливный жиклер холостого хода; 26— пробка.
распределение смеси по цилиндрам и имеет больший срок службы. Надежное фланцевое крепление карбюратора К-36 к впускному патрубку двумя болтами исключает случаи поломки хомутиков, имеющие место на карбюраторе К-28.
Порядок проведения регулировок и ухода за карбюратором К-36 в целом остается таким же, как за К-28, однако из-за конструктивных отличий необходимо учитывать ряд особенностей
при эксплуатации. Карбюратор К-36, как н К-28, надо регулировать на прогретом двигателе с ус: тановленным воздухофильтром; топливной корректор должен быть обязательно закрыт. Но в отличие от К-28, при регулировке оборотов холостого хода при завертывании винта качества на карбюраторе К-36 происходит обеднение смеси, а при отвертывании — обогащение. Если на карбюраторе К-28 обогащение смеси достигается поворотом манетки корректора претив часовой стрелки, то на К-36 — по часовой стрелке. При этом обогащение смеси до 15—20% происходит благодаря подъему конусной иглы корректора. Пользоваться топливным корректором следует только при запуске холодного двигателя, при движении на больших скоростях или при значительных нагрузках на двигатель. В остальных случаях топливный корректор должен быть закрыт. "При остановке мотоцикла даже на кратковременную стоянку необходимо закрыть бензокраник, иначе возможен залив топлива в кривошипную камеру, что затруднит запуск двигателя. При разборке карбюратора надо иметь в виду, что вывернуть и завернуть главный топливный жиклер возможно лишь при поднятой дроссельной заслонке. Устранение стуков, появляющихся из-за износа трущейся пары дроссель-корпус, достигается подгибанием прямоугольного штампованного дросселя.
Для обеспечения равномерной работы цилиндров двигателя ИЖ-Ю с карбюратором К-36Ж завод устанавливает специальный регулятор 2 (рис. 19), расположенный между впускным патрубком / и карбюратором 4, уплотненный двумя прокладками 3 и д.
Регулировку работы цилиндрон двигателя в этом случае начинают с того, что на неработающем двигателе ослабляют гайки болтов крепления карбюратора к патрубку.
При повороте рычажка регулятора вправо (по ходу мотоцикла) обогащается смесь для правого цилиндра, при повороте влево — для левого цилиндра. Закрепив карбюратор на патрубке, проверяют работу двигателя. При снятии и постановке карбюратора следить, чтобы регулятор находился между уплотняющими прокладками, не допускать смещения карбюратора и регулятора относительно патрубка.
йис 19. Установка регулятора смеси.

На мотоциклах ИЖ-Ю с карбюратором К-Зб более раннего выпуска, на которых регулятор отсутствует, его можно изготовить самостоятельно из листового металла (рис. 20). Кроме того, необходимо для прохода внутреннего выступа регулятора спилить буртик до 0,3 мм от плоскости фланца (рис. 21) и вырубить вторую прокладку.
ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛИ. Долговечность деталей и узлов кривошипно-шатунного механизма двигателя в значительной мере зависит от эффективности работы воздухоочистителя, его исправного состояния и своевременной очистки. На мотоцикле ИЖ-56 установлен центробежный воздухоочиститель типа «циклон». Уход за центробежным воздухоочистителем заключается в периодической очистке пылееборников от пыли в зависимости от запыленности дорог через каждые 500—1000 км пробега мотоцикла. Воздухоочиститель должен быть закреплен надежно на карбюраторе в вертикальном положении. При неплотной посадке возможен подсос воздуха в двигатель помимо воздухоочистителя, изменение положения которого меняет величину разряжения над распылителем и тем самым влияет на качество смеси. Недопустимо также изменение положения направляющих лопаток заборной части. Уменьшение проходного сечения воздухоочистителя при подгибании лопаток приводит к снижению мощности, а при отгибании — к ухудшению очистки воздуха от пыли. Пользоваться воздушной заслонкой, расположенной в патрубке, следует только при запуске двигателя в холодное время года для обогащения смеси. При

Рис. 21. Изменение впускного патрубка для установки регулятора смеси.
работе двигателя воздушная заслонка должна быть всегда открыта.
На мотоциклах ИЖ-П, ИЖ-П2, ИЖ-Ю, ИЖ-Ю2 устанавливается контактно-масляный воздухоочиститель, обладающий более высоким по .сравнению с «циклоном» коэффициентом пы-леочистки.
При выпуске с завода мотоциклов ИЖ-П и ИЖ-Ю масло в контактно-масляный воздухоочиститель не заливается, и поэтому при подготовке к эксплуатации надо обязательно залить в его ванну 200 смъ автотракторного масла любой марки. Перед постановкой в корпус воздухоочистителя нет необходимости смачивать маслом поверхность фильтрующего капронового элемента. При работе двигателя’ масло наносится на поверхность элемента потоком всасываемого воздуха. Через каждые 2000 км пробега воздухоочиститель надо снять с мотоцикла, разобрать, слить загрязненное масло и тщательно промыть все детали в бензине или керосине. При сборке залить в ванну 200 CMZ чистого масла. Если эксплуатация мотоцикла проходит в условиях очень большой запыленности, то надо чаще очищать воздухоочиститель и менять масло. Заборный резиновый патрубок при установке на мотоцикл должен быть расположен в защитных шторках карбюратора без защемления или пережатия, иначе это приведет к снижению мощности и обогащению смеси. При эксплуатации мотоцикла зимой надо регулярно очищать воздухоочиститель от попадающих в него снега и воды. Корпус контактно-масляного воздухоочистителя изготовлен из пластмассы, поэтому следует проявлять осторожность во избежание повреждений. Если при ремонте . требуется положить мотоцикл на землю, то предварительно надо снять воздухоочиститель, чтобы из него не вытекло масло.
Коятактно-масляный воздухоочиститель может быть использован и на мотоцикле ИЖ-56, но в этом случае для его размещения надо выпилить ребро в задней части картера и защитных шторках и изготовить ленты для его закрепления. Кроме того, в карбюраторе К-28 обязатель-‘ но следует установить главный топливный жиклер с пропускной способностью 215 ем?]мйк и провести регулировку карбюратора. Подбор проходного сечения жиклера можно сделать на специальном приборе для проливки, который имеется в автохозяйствах.
ТОПЛИВНЫЙ БАК. Бак закрепляется на раме мотоцикла в трех точках: одна крепится впереди с помощью резиновых амортизаторов и две сзади — через резиновую прокладку. В горловине бака устанавливается пробка с мерным стаканчиком емкостью 0,1 л, а ко дну бака крепится бензокраник, имеющий три положения: «3» — закрыто, «О» — открыто и «Р» — резерв, при котором в баке остается около 1,5 л топлива на 15—25 км пробега.
Уход за топливным баком заключается в промывке и удалении скапливающейся в нем грязи не реже одного раза в год. Периодически следует разбирать и промывать отстойник бензокраника и сетчатый фильтр. Для этого надо поставить рукоятку краника в положение «3», отвернуть отстойник, снять сетку и промыть все детали в бензине. Чтобы топливо не протекало из бензокраника, необходимо при сборке плотно затянуть отстойник к корпусу через маслобензо-стойкую уплотняющую прокладку.
Приготовляя топливо и при заправке следует использовать чистую посуду, чтобы избежать вынужденных остановок мотоцикла из-за засорения топливопровода.
В пробке бака есть отверстие, сообщающее внутренний объем бака с атмосферой.’В случае засорения отверстия по мере расхода топлива давление воздуха в баке будет уменьшаться и в какой-то момент подача топлива в карбюратор вообще прекратится. Поэтому необходимо систематически следить, чтобы это отверстие не засорилось. Мерный стаканчик, прикрепленный к пробке, предназначен для замера масла при составлении смеси. Его можно также использовать для замера масла и заправки его в воздухоочиститель, в ‘переднюю вилку и амортизаторы задней, подвески. Для этого надо предварительно отмерить и залить в стаканчик сначала 50 см3 и затем 60 см3 какой-либо жидкости и нанести на его внутренней поверхности соответствующие метки.
Иногда при эксплуатации мотоциклов из-под ушков крепления бака в передней точке появляется течь бензина. Обычно трещина в баке ИЖ-56 образуется из-за большого перегиба ушков при очень сильной затяжке болта, крепящего бак. На мотоциклах ИЖ-П и ИЖ-Ю поджа-тие ушков крепления бака ограничивается двумя кронштейнами на раме, в которых установлены резиновые амортизаторы. Появление течи топлива на ИЖ-П и ИЖ-Ю при движении мотоцикла может произойти вследствие тряски и качки бака из-за слабого и ненадежного закрепления бака на раме. В таком случае эксплуатация мотоцикла недопустима, ибо может возникнуть пожар. При ремонте необходимо слить из бака топливо и неоднократно промыть его горячей водой и лишь затем заварить место повреждения.
Read the rest of this entry »

мая 23

На мотоциклах ИЖ-56, ИЖ-Л с генератором Г-36М1 и мотоцикле ИЖ-П2 с генератором Г-36М7 зазор регулируется за счет поворота эксцентрика 3 (рис. 50) при ослабленном винте 4.
Момент опережения зажигания устанавливается поворотом прерывателя при ослабленных винтах 2 и 1. Положение поршня устанавливается при снятой головке цилиндра. По окончании регулировки винты прерывателя закрепляются.
Рис’ 50. Прерыватель генераторов Г-36М1 и Г-36М7.
На мотоциклах ИЖ-Ю и ИЖ-Ю2 предварительно регулируют зазоры между контактами прерывателей, для чего, поворачивая коленчатый вал кикстартером, ставят один из прерывателей в положение полного размыкания контактов и, ослабив винт 5 (рис. 51) с помощью эксцентрика 4, устанавливают зазор, который должен быть равен 0,4—0,6 мм.
Установив зазор между контактами на одном из прерывателей, приступают к регулировке другого прерывателя. Регулировка аналогична. После того, как регулировка зазоров обоих прерывателей закончена, устанавливают момент опережения зажигания. Предварительно вывертывают свечи из головок цилиндров, затем в отвер-
Рис. 51. Прерыватель генераторов Г-36М2 и Г-36М8.
стие свечи правого цилиндра вставляют линейку или щуп до соприкосновения с головкой поршия
и, поворачивая коленчатый вал кикстартером, находят верхнюю мертвую точку. В.этом’положе-нии на щупе делается риска, а затем выше, на расстоянии 2—2,6 мм, наносят вторую риску. Вновь вставляют щуп в отверстие под свечу и поворачивают коленчатый’вал до тех пор, пока при подъеме поршня вверх верхняя риска на щупе дойдет до места, по которому была произ-1 ведена отметка положения верхней мертвой точки.
При этом необходимо следить, чтобы щуп находился в центре отверстия и параллельно’ его оси. В момент, когда поршень не доходит до верхней мертвой точки, на 2—2,6 мм, должно начаться размыкание контактов прерывателя, смонтированного-на нижнем основании 2.
Установка размыкания контактов производится следующим образом: ослабляют винты 3 и б, поворачивают основание прерывателя в ту или другую сторону до нахождения начала размыкания контактов, после чего винт 3 затягивается. Момент начала размыкания определяется с помощью лампочки, подсоединенной к клемме прерывателя и «массе».
Установив момент опережения зажигания в одном цилиндре, приступают к установке зажигания во втором цилиндре. Положение поршня по отношению к верхней мертвой точке находится тем же способом, что и у первого цилиндра. Когда поршень будет установлен, не доходя 2—2,6 мм до верхней мертвой точки, приступают к регулировке момента размыкания контактов. Для.этого ослабляют винты 1 и 6 и, поворачивая основание прерывателя 7, находят начало размыкания контактов. По окончании регулировки винты затягиваются.
Разность установки моментов опережения зажигания по цилиндрам не должна превышать
Установку момента опережения зажигания на двигателе ИЖ-Ю и ИЖ-Ю2 удобно производить с помощью специального приспособления (рис. ,52). Его можно легко сделать в любой мастерской, где есть токарный станок. Корпус приспособления / имеет на одном конце резьбу Их X 1,25 мм для ввертывания в головку цилиндра. В центре корпуса просверлено отверстие для стержня 2. На стержне имеются две риски —
одна соответствует положению поршня в верхней мертвой точке, другая — положению поршня, когда он не доходит до верхней мертвой точки на
2—2,6 мм, то есть такому положению, при котором должны н а -чать размыкаться контакты прерывателя.
Для установки момента опережения за-Приспособление жигания с помощью ДМ установки Инга- приспособления кор-ния на двигателе ИЖ-Ю r    г
Рис 52

и ИЖ-Ю2.    пус ввертывают в го
ловку цилиндра и отыскивают верхнюю мертвую точку, а затем завертывают или отвертывают корпус до положения, в котором нижняя риска совпадает с торцом корпуса.
После этого поворачивают коленчатый вал в положение, когда поршень не доходит до верхней мертвой точки, что соответствует совпадению верхней риски с торцом корпуса.
Дальнейшая установка размыкания контактов прерывателя производится обычным способом.
Ходовая часть
Возможные неисправности, способы их обнаружения и устранения. Появление металлических стуков при обратном ходе передней вилки— (стук на «отдачу») —недостаточное сопротивление гидравлического амортизатора. Это может быть вызвано отсутствием или недостаточным количеством смеси в амортизаторах, малой вязкостью смеси. Для устранения неисправности отвернуть спускной винт, слить смесь, заправить амортизаторы смесью с вязкостью, соответствующей температурным условиям. Если после замены смеси металлический стук «а обратном ходу не исчезнет, то следует залить амортизаторную жидкость с большей вязкостью.
Появление стуков при работе передней ‘вилки при прямом и обратном ходе — большой износ трущихся деталей. Установить мотоцикл на центральную подставку, снять переднее колесо и покачивать скользящие трубы вперед и назад по ходу мотоцикла. В случае большого люфта вилку разобрать и заменить поршни и втулки.
Передняя вилка работает «жестко», при езде по неровной дороге толчки из-за плохой работы вилки передаются на руки водителя — большое сопротивление гидравлического амортизатора из-за большой вязкости смеси или большого’ количества залитой в амортизаторы смеси. Слить из амортизаторов смесь и заправить смесью с меньшей вязкостью, соответствующей температурным условиям эксплуатации.
Течь амортизаторной .жидкости из наконечника скользящей трубы — недостаточное закрепление болта крепления гидравлического амортизатора или спускного винта или повреждение прокладок под ними. В зависимости от места течи затяпуть болт или винт и при необходимости заменить прокладки.
Read the rest of this entry »

мая 23

точн. вала .
Втулка вторичного вала
Вал кикстартера
Сектор кикстартера
Возвратная пружина
кикстартера
Пружина рычага кик
стартера
Храповик
Зубчатка кикстартера
Пружина зубчатки кик
стартера
Болт пружины сцепления
Вал механизма ножного
переключения передач
ИЖ-49. 1-71
ИЖ-49. 1-72
ИЖ-49. 1-73 ИЖ-49. 1-74 ИЖ-49. 1-76
ИЖ-49. 1-90
ИЖ-49. 1-116 ИЖ-49. 1-177 ИЖ-49. 1-177
ИЖ-49. 1-117-1
ИЖ-49. 1-121 ИЖ-49. 1-123 ИЖ-49. 1-126-1
ИЖ-49. 1-127 ИЖ-49. 1-128
ИЖ-49. 1-131
ИЖ-49. 1-135
ИЖ-49. 1-138
Read the rest of this entry »

мая 24

Пилка телескопическая
сб. 3-14
Гидравлический аморти
затор
сб. 3-18
Стойка гидравлического
амортизатора
Мостик нижний
Труба несущая
Пружина вилки
Сальник фетровый
Втулка скользящей тру
Клапан штока
3-30 ’ .
Поршень штока
Поршень несущей трубы
Вилка телескопическая
Сальник телескопиче
ской вилки
Колеса, щитки колес
Пружина тормозных ко
лодок
Колесо без резины
сб. 4-3-t
Ступица колеса
сб. 4-12
Read the rest of this entry »


Хостинг

VPS - Хостинг

аренда сервера

Dedicated server

Регистрация доменов

Русские темы для WordPress. Бесплатные шаблоны для блогов WordPress на любой вкус

Март 2019
M T W T F S S
« Feb    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031